Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Специальных средств обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ОВЗ в 2017 году не предусмотрено.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:

- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)

- Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)

- Аудиовизуальные (слайды, слайд - фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)

- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

- Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)

- Тренажеры и спортивное оборудование.

- Общая дидактическая роль средств обучения

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в переводе с английского означает «многосредность») определяется информационная технология на основе программно - аппаратного комплекса, имеющего ядро в виде компьютера со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и графики, живого видео).

Принципы использования средств обучения

- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся

- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях

- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)

- сотворчество педагога и обучающегося

- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Развитие средств обучения в гимназии определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения. Подключение в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах общеобразовательных учреждений к сети Интернет потребовало ускорить пополнение образовательных интернет - ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения. Одной из задач современной дидактики является использование потенциала средств доставки и учебной техники в использовании средств обучения.

Гимназия располагается в основном здании (5-11 классы) - типовое 3-х этажное панельное здание, рассчитанное на 850 мест. Начальные классы обучаются в отдельном здании (пристрой) - типовое 3-х этажное кирпичное здание, рассчитанное на 300 мест. Работают столовая, в которой организовано двухразовое питание, и группы продленного дня с трехразовым питанием, а также:

• 2 спортивных зала, оснащенных оборудованием на 90%

• 1 гимнастический зал, оснащенный спортивным оборудованием (татами)

• Спортивный комплекс:

- футбольное поле с трибуной для зрителей,

- беговая дорожка,

- две ямы для прыжков в длину

- баскетбольная площадка

- две волейбольные площадки, - площадка для настольного тенниса

- хоккейный корт

- полоса препятствий (6 элементов)

- поле для шахмат и шашек

- детская игровая площадка

• Актовый зал на 300 человек

• Медицинский, процедурный и стоматологический кабинеты, оснащенные в соответствии с требованиями Роспотребнадзора на 100%, лицензированные.

• Столовая на 185 человек, оснащенная оборудованием в соответствии с требованиями Роспотребнадзора на 100%

• 2 компьютерных класса

• 102 компьютера, из них в административных целях используется - 13 ПК, в образовательных - 89 ПК

• 2 игровые комнаты для ГПД

• 2 спальных помещения для ГПД на 50 человек

• Информационно-библиотечный центр

• Школьный музей

• Кабинет ПДД

• Кабинеты психолога и социального педагога, оборудованные необходимой компьютерной техникой

• Кабинет детского самоуправления

К организационным средствам относятся действующие в гимназии формы обучения: очная, обучение по индивидуальным планам.

К этой же группе средств обучения относят и взятые в совокупности методы обучения, характер распределения обучаемых по группам (классам), продолжительность учебных циклов (четверти, общие сроки обучения), характер и сроки контрольных мероприятий — текущих и итоговых.

На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:

- словесные (учебники, и учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем),

- визуальные средства (микроскоп, диаскоп, модели, макеты, карты, рисунки и т.п.),

- аудиальные (проигрыватель, магнитофон),

- аудиовизуальные, (телевизор, видеомагнитофон),

- средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, локальные телекоммуникационные сети),

- учебно-методические материалы, помещенные на сайте гимназии в сети Интернет. Технические средства обучения

Изменение содержания обучения требует и обновления фондов используемых средств. Сложную группу технических средств образуют компьютеры, созданные на их основе телекоммуникационные сети. 34 учебных кабинета гимназии оснащены комплексом компьютер + видеопроектор + экран. Этот вид размещения техники приоритетно ориентирован на фронтальную работу учителя с классом.

Использование интерактивной техники с позиции деятельности обучающегося, решает такие педагогические задачи, как развитие их речевой культуры, коммуникативных умений, способности к самопрезентации. Обучающимся предоставлена возможность использования этих технических средств на уроке при выступлении перед классом. Педагоги гимназии используют методические приемы организации такого вида педагогической работы на уроках в начальных классах - рассказы детей с опорой на иллюстративный материал, подготовленный учителем, в 5-9 классах- ответы по домашнему заданию с опорой на слайды презентации, выполненной самим обучающимися.

7 учебных кабинетов гимназии оснащены комплексом компьютер + видеопроектор + интерактивная доска. Эта модель установки интерактивной техники предъявляет повышенные требования к ИКТ-компетентности педагога. Учителя гимназии также в меньшей степени используют интерактивную технику в проектной и исследовательской деятельности. Характерным замечанием при анализе уроков является отступление от временных норм и санитарно-гигиенических требований при использовании интерактивной техники.

В гимназии реализуется муниципальная услуга «Электронный дневник», которая посредством системы on-line мониторинга успеваемости «АИС «Образование» (АО «Башкирский регистр социальных карт») позволяет передавать информацию об успеваемости и посещаемости обучающихся посредством сети Интернет. В целях совершенствования навыков ведения электронного журнала, для педагогов гимназии организован и проведен цикл обучающих тренингов На занятиях учителя информатики Бочарникова Г.М. и Фомченко Н.А. консультировали педагогов по регламенту заполнения электронного журнала, дополнительных возможностях форм отчетности. В соответствии с «Положением о ведении электронных классных журналов и дневников обучающихся в МОАУ «Гимназия № 8» текущий контроль за ведением электронного классного журнала осуществляется директором не реже 1 раза в месяц, итоговый - заместителем директора по УВР 1 раз в полугодие, форма представления результата - справка, приказ. Всего в систему «АИС «Образование» внесены данные по 64 педагогам, 1165 обучающимся, внесены данные о 1708 родителях. В гимназии созданы технико - технологические условия для развертывания процесса информатизации образовательного процесса, активно функционируют 2 компьютерных класса, (оба подключены к сети Интернет). Всего на балансе учреждения 107 ПК, из них в учебном процессе используется 82 компьютера, 7 интерактивных комплексов, 7 документ-камер, 34 медиапроектора с экранами, 17 черно-белых принтеров, 7 МФУ. В гимназии с апреля 2014 года функционирует локальная сеть (подключено 74 ПК) с выходом в интернет, которая активно использовалась для решения задач оперативного взаимодействия между пользователями в реальном времени.

На всех ПК настроены индивидуальные папки обмена, данная система позволяет осуществлять электронный документооборот, сбор форм отчетности, оперативно доносить информацию до всех членов педагогического коллектива. Все пользователи локальной сети осуществляют обмен сообщениями через программу Winsent Messenger, которая позволяет общаться как с одним конкретным пользователем, так и с определённой группой, либо всеми сразу, находящимися в списке контактов, пользователями. Она незаменима при необходимости осуществлять рассылку сразу всем педагогам. Все исходящие и входящие сообщения сохраняются в архиве, благодаря чему любую полученную либо отправленную ранее информацию можно восстановить.

1. Общение как средство воспитания

а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы

б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться, классные часы, праздники и мероприятия.

2. Учение как средство воспитания

Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и гимназии.

Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность обучающихся. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

Совместная деятельность обучающихся становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности обучающихся повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего - на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.

3. Труд как средство воспитания

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через -дежурство по классу, гимназии;

-работа на пришкольном участке;

-летняя трудовая практика

4. Игра как средство воспитания

Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр

- организационно-деятельностные;

- соревновательные;

- сюжетно-ролевые.

Деятельность гимназии, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров. Воспитательная работа в гимназии ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка. Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно - ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей гимназической воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.