Библиотека расположена на первом этаже основного здания гимназии. Она занимает изолированное, приспособленное помещение – комнату площадью 53,4 кв.м. с декабря 2003 года. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов в 2018 году не предусмотрено. Доступ на 1 этаж здания к библиотеке обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у центрального входа в образовательную организацию.
Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря в составе персонального компьютера, принтера. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интенет, присоединено к общей локальной сети гимназии. В библиотеке имеется отдельное хранилище для учебников площадью - 18,1 кв.м. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Организует работу библиотеки один работник – педагог-библиотекарь, имеющий высшее педагогическое образование, общий стаж работы - 12 лет, стаж работы библиотекарем - 6 месяцев.
Режим работы библиотеки – с 9.00 до 16.00 (понедельник - пятница) без перерыва на обед, суббота - санитарный день, воскресенье - выходной день.
Библиотека работает по плану, утверждённому директором школы. В качестве структурного подразделения образовательного учреждения принимает участие в аттестации и аккредитации.
Основные задачи библиотеки:
1) Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания обучающихся и педагогов.
2) Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
3) Совершенствование традиционных и освоение новых технологий. Использование и развитие информационно-коммуникационных технологий в преподавании школьных предметов.
4) Работа с учебниками, привлечение родительской общественности. Работа с классными руководителями.
В библиотеке выделены следующие группы читателей:
-учащиеся начальной школы – 364 человека, 41,5%;
-учащиеся средней школы – 373 человека, 42,6%;
-учащиеся старшей школы – 46 человек, 5,3%;
-педагогические работники – 76 человек, 8,7%;
-другие работники – 17 человек, 1,9%.
Всего обслуживалось 876 читателей. Число посещений – 4204, объём книговыдачи –16584 экземпляров.
Традиционно фонд библиотеки разделён на учебный и художественный.
Учебный фонд - это учебники и учебные пособия. На 31.05.2018г. фонд составляет 20375 экз.
Год |
Кол-во поступивших учебников (экз.) за счёт бюджета и внебюджетных средств |
Количество выбывших учебников |
Фонд учебников |
2008 |
1318 |
1497 |
8884 |
2009 |
426 |
1363 |
7947 |
2010 |
1793 |
- |
9740 |
2011 |
3427 |
2063 |
11601 |
2012 |
4225 |
- |
15826 |
2013 |
3740 |
- |
19565 |
2014 |
1313 |
4297 |
16581 |
01.01.2015 |
19566 |
||
01.05.2016 |
17055 |
||
01.06.2017 |
18967 |
||
31.05.2018 |
2771 |
3396 |
20375 |
Художественный фонд укомплектован справочной, научно – популярной, отраслевой, художественной литературой:
-младшего школьного возраста – (1-4 классы)
-среднего школьного возраста – (5-8 классы)
-старшего школьного возраста – (9-11 классы)
- педагогической и методической литературой для педагогических работников.
Контрольные показатели:
- книжный фонд – 9240 экземпляров;
- фонд учебников -20375 экз.
– актив 17535 экз.,
- пассив 2840 экз.;
- брошюр – 834 экз.;
- журналов -604 экз.
Книгообеспеченность - 10,5 экз.
Обращаемость художественной и научно-познавательной литературы -2,8.
Книговыдача художественной и научно-познавательной литературы -615 экз.
Общая книговыдача с учётом учебной литературы – 16584 экз.
Для обеспечения учёта при работе с фондом ведётся следующая документация:
-книга суммарного учёта основного фонда библиотеки
-книга суммарного учёта фонда учебников
-инвентарные книги (5 шт.)
-папка «Акты»
-папка «Накладные»
-папка «Обменный фонд учебников»
-папка «Нормативно – правовая база библиотеки»
-папка «Согласие родителей на использование электронной формы
учебников»
-журнал учета книг, полученных в дар
-картотека учета учебников
-тетрадь учета художественной литературы, принятой взамен утерянной
-тетрадь учета учебников, принятых взамен утерянных
-тетрадь учета карточек
-план работы библиотеки
-дневник работы библиотеки
- формуляры читателей.
Записи в документах производятся своевременно и аккуратно. Пополнение фонда учебников осуществляется за счёт средств регионального
бюджета и других источников финансирования. Акты взамен утерянной литературы и списание фонда с учётом ветхости и смены программ оформляются своевременно.
На открытом доступе книжный фонд расставлен по возрастным группам по алфавиту, наиболее значимые книги выделены закладкой «Прочти – это интересно»,
имеются персональные разделители. В целях безопасности часть фонда закрыта и расставлена по таблицам ББК. Режим сохранности фонда соблюдается.
Все издания технически обработаны. В библиотеке имеется штамп. Ведётся алфавитный каталог, систематическая картотека статей, картотека научно - методической и педагогической литературы, картотека «Памятные даты», «Картотека учебников».
Средства на полноценное комплектование книжного фонда не выделяются. Книжный фонд библиотеки на 70% обветшал, информационно устарел и не соответствует образовательному стандарту. Поддерживать фонды в рабочем состоянии позволяет успешное использование нетрадиционных источников финансирования. Среди них подарки от выпускников школы (организованно от классов и от отдельных учеников), частных лиц (в том числе и от педагогов). Мы признательны всем нашим дарителям, с их помощью за последние годы увеличился фонд справочной, познавательной литературы, это издания «Аванта+», «РОСМЭН», «Я познаю мир», «Сто великих…» и др.
Однако библиотеку не устраивает случайное, произвольное комплектование. Решение поставленных перед нами задач требует оперативного, целенаправленного, продуманного комплектования.
Библиотека имеет хорошие условия для обслуживания читателей: светлое, удобное помещение, но требующее ремонта.
Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели располагают возможностью свободного выбора и доступа к различным источникам информации. Работая самостоятельно, получают во временное пользование печатные издания из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях. Педагог – библиотекарь контролирует соблюдение «Правил пользования библиотекой», формирует у читателей навыки независимых библиотечных пользователей. Выдача и приём учебников осуществляются по графику. Обучающиеся обеспечены учебниками на 100%, используются ветхие учебники, приведённые активом в порядок, обменный фонд, учебники в электронном формате.
Для привлечения читателей в библиотеку проводятся экскурсии учащихся 1-3 классов: «Первое посещение библиотеки», «Посвящение в читатели», «Как рождается книга», «Моя любимая книга».
Для информирования читателей оформляются разнообразные книжные выставки,
в том числе выставки к юбилейным датам:
«Давайте Горького читать» (к 150-летию со дня рождения М.Горького)
«Судьба и идеи» (к 105 – летию со дня рождения Л.Н. Гумилева)
« Симфония красок русской природы» ( к 145 – летию со дня рождения М.М. Пришвина)
«Муза Серебряного века» ( к 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой)
«Поклонимся великим тем годам» (к 73-летию Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 г.г.) и др.
выставки по пропаганде здорового образа жизни:
«В здоровом теле – здоровый дух»
«Активность – путь к долголетию»
«Коварные разрушители здоровья»
«Я выбираю жизнь» и др.
по экологии и природоведению:
«Тайны живой природы»
«Чудо всюду» и др.
«Берегите природу!»
по трудовому воспитанию:
«Человек и профессия»
«Как выбрать профессию?» и др.
Используются индивидуальные, групповые и массовые формы информирования. Для оперативного информирования и привлечения внимания к книге оформляются выставки одной книги или журнала.
Одним из направлений в работе библиотеки является воспитание информационной культуры, умения пользоваться библиотекой. Данное направление реализуется через систему библиотечно-библиографических знаний:
«Строение книги» - 2-3кл.,
«Справочная литература» - энциклопедии, словари - 4, 7кл.,
«Какой я читатель. Моя библиотека» - 5кл.,
«Книжная скорая помощь - ремонт книг» - 6кл.,
«Периодические издания в библиотеке» - 8, 9кл.,
«Вселенная в алфавитном порядке» - 10кл.,
«Система каталогов и карточек» - 11кл.
Число читающих обучающихся не повышается, чтение становится непрестижным. Анализ читательских формуляров показывает, что изменилась структура чтения: дети чаще обращаются к специальной и справочной литературе, преобладает деловое чтение, чтение художественной литературы только по школьной программе, значительный интерес проявляется к детской художественной литературе (для 1-3 классов).
Всё новое в педагогической науке и практике можно найти на страницах педагогической периодики, и только малая часть имеется в библиотечном фонде гимназии. Педагогические работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, обучения и воспитания обучающихся в соответствии с новейшими педагогическими технологиями.
Особой популярностью и повышенным спросом пользуются периодические издания: «Классный руководитель», «Завуч», «Педсовет», «Последний звонок», «Начальная школа», «Читаем, учимся, играем», информирование о которых проводится на методических объединениях учителей.
Гимназия сегодня ориентируется на внедрение новых информационных технологий, и библиотека представляет свободный доступ учителям к любому виду информации. В читальном зале проводятся уроки, требующие групповой работы с видеоматериалами по определенной теме учебной программы и графику, составленному учителем совмсестно с сотрудником библиотеки. Здесьо созданы условия для работы с информацией, представленной во всех видах – печатном, аудио/видео.
Современная школьная библиотека - это богатый и разнообразный фонд при полной обеспеченности учебниками, наличие медиаресурсов (и видео -, и аудио), компьютерные возможности ведения каталога, инвентарной книги, множительная и копировальная техника, распечатка карточек для традиционного каталога, организации таблиц распределения учебников по классам, предметам и пр. – всё это признаки «продвинутости», признаки библиотеки - медиатеки, информационного центра. Эти задачи пока не решены. Аудиовизуальные материалы только начали входить в фонд библиотеки, и их недостаточно.
В течение всего года от читателей поступило 32 запроса разного характера. В большинстве своём справки выдавались при подготовке рефератов, докладов, сообщений, общешкольных мероприятий, внеклассных занятий, педагогических советов.
Информация о проводимой библиотекой работе вывешивается в фойе школы на стенде «Объявления» и в учительской.
Группы обучающихся имеют возможность посещать библиотеку еженедельно по графику, утверждённому директором ОУ. В час посещения библиотеки дети знакомятся с журналами, книгами, справочными и энциклопедическими изданиями, а также изданиями, представленными на книжных выставках как самостоятельно, так и с помощью библиотекаря, который проводит обзоры и индивидуальное информирование.
Однако задачи, поставленные на учебный год, в полной мере не выполнены.
Фонд литературы нуждается в систематическом пополнении справочными и научно – популярными изданиями, произведениями, изучаемыми по программе, изданиями для педагогов. Отсутствует полноценное пополнение, обновление фонда с учётом требований вариативного обучения, недостаточно энциклопедической, новой познавательной, научно- популярной и художественной литературы, нет поступлений методической, детской художественной литературы, современных детских периодических изданий. Не всегда удовлетворяются запросы потребителей.
Вывод: необходимо запланировать мероприятия для решения следующих
проблем:
- отсутствие комплектования новой художественной литературы
- отсутствий капитального ремонта
- слабая техническая оснащённость
- снижение интереса к чтению в целом
Цифровая электронная библиотека
Название |
Файл |
Учебная литература |
|
Художественная литература |
|
Книги разных жанров |
|
Образовательные ресурсы сети интернет |