Библиотека расположена на первом этаже основного здания гимназии. Она занимает изолированное, приспособленное помещение – комнату площадью 53,4 кв.м. с декабря 2003 года. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов в 2018 году не предусмотрено. Доступ на 1 этаж здания к библиотеке обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у центрального входа в образовательную организацию.

Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря в составе персонального компьютера, принтера. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интенет, присоединено к общей локальной сети гимназии. В библиотеке имеется отдельное хранилище для учебников площадью - 18,1 кв.м. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Организует работу библиотеки один работник – педагог-библиотекарь, имеющий высшее педагогическое образование, общий стаж работы - 12 лет, стаж работы библиотекарем - 6 месяцев.

Режим работы библиотеки – с 9.00 до 16.00 (понедельник - пятница) без перерыва на обед, суббота - санитарный день, воскресенье - выходной день.

Библиотека работает по плану, утверждённому директором школы. В качестве структурного подразделения образовательного учреждения принимает участие в аттестации и аккредитации.

Основные задачи библиотеки:

1) Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания обучающихся и педагогов.

2) Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.

3) Совершенствование традиционных и освоение новых технологий. Использование и развитие информационно-коммуникационных технологий в преподавании школьных предметов.

4) Работа с учебниками, привлечение родительской общественности. Работа с классными руководителями.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

-учащиеся начальной школы – 364 человека, 41,5%;

-учащиеся средней школы – 373 человека, 42,6%;

-учащиеся старшей школы – 46 человек, 5,3%;

-педагогические работники – 76 человек, 8,7%;

-другие работники – 17 человек, 1,9%.

Всего обслуживалось 876 читателей. Число посещений – 4204, объём книговыдачи –16584 экземпляров.

Традиционно фонд библиотеки разделён на учебный и художественный.

Учебный фонд - это учебники и учебные пособия. На 31.05.2018г. фонд составляет 20375 экз.

Год

Кол-во поступивших учебников (экз.) за счёт бюджета и внебюджетных средств

Количество

выбывших

учебников

Фонд

учебников

2008

1318

1497

8884

2009

426

1363

7947

2010

1793

-

9740

2011

3427

2063

11601

2012

4225

-

15826

2013

3740

-

19565

2014

1313

4297

16581

01.01.2015

19566

01.05.2016

17055

01.06.2017

18967

31.05.2018

2771

3396

20375

Художественный фонд укомплектован справочной, научно – популярной, отраслевой, художественной литературой:

-младшего школьного возраста – (1-4 классы)

-среднего школьного возраста – (5-8 классы)

-старшего школьного возраста – (9-11 классы)

- педагогической и методической литературой для педагогических работников.

Контрольные показатели:

- книжный фонд – 9240 экземпляров;

- фонд учебников -20375 экз.

– актив 17535 экз.,

- пассив 2840 экз.;

- брошюр – 834 экз.;

- журналов -604 экз.

Книгообеспеченность - 10,5 экз.

Обращаемость художественной и научно-познавательной литературы -2,8.

Книговыдача художественной и научно-познавательной литературы -615 экз.

Общая книговыдача с учётом учебной литературы – 16584 экз.

Для обеспечения учёта при работе с фондом ведётся следующая документация:

-книга суммарного учёта основного фонда библиотеки

-книга суммарного учёта фонда учебников

-инвентарные книги (5 шт.)

-папка «Акты»

-папка «Накладные»

-папка «Обменный фонд учебников»

-папка «Нормативно – правовая база библиотеки»

-папка «Согласие родителей на использование электронной формы

учебников»

-журнал учета книг, полученных в дар

-картотека учета учебников

-тетрадь учета художественной литературы, принятой взамен утерянной

-тетрадь учета учебников, принятых взамен утерянных

-тетрадь учета карточек

-план работы библиотеки

-дневник работы библиотеки

- формуляры читателей.

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно. Пополнение фонда учебников осуществляется за счёт средств регионального

бюджета и других источников финансирования. Акты взамен утерянной литературы и списание фонда с учётом ветхости и смены программ оформляются своевременно.

На открытом доступе книжный фонд расставлен по возрастным группам по алфавиту, наиболее значимые книги выделены закладкой «Прочти – это интересно»,

DSCN3254

имеются персональные разделители. В целях безопасности часть фонда закрыта и расставлена по таблицам ББК. Режим сохранности фонда соблюдается.

Все издания технически обработаны. В библиотеке имеется штамп. Ведётся алфавитный каталог, систематическая картотека статей, картотека научно - методической и педагогической литературы, картотека «Памятные даты», «Картотека учебников».

Средства на полноценное комплектование книжного фонда не выделяются. Книжный фонд библиотеки на 70% обветшал, информационно устарел и не соответствует образовательному стандарту. Поддерживать фонды в рабочем состоянии позволяет успешное использование нетрадиционных источников финансирования. Среди них подарки от выпускников школы (организованно от классов и от отдельных учеников), частных лиц (в том числе и от педагогов). Мы признательны всем нашим дарителям, с их помощью за последние годы увеличился фонд справочной, познавательной литературы, это издания «Аванта+», «РОСМЭН», «Я познаю мир», «Сто великих…» и др.

Однако библиотеку не устраивает случайное, произвольное комплектование. Решение поставленных перед нами задач требует оперативного, целенаправленного, продуманного комплектования.

Библиотека имеет хорошие условия для обслуживания читателей: светлое, удобное помещение, но требующее ремонта.

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели располагают возможностью свободного выбора и доступа к различным источникам информации. Работая самостоятельно, получают во временное пользование печатные издания из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях. Педагог – библиотекарь контролирует соблюдение «Правил пользования библиотекой», формирует у читателей навыки независимых библиотечных пользователей. Выдача и приём учебников осуществляются по графику. Обучающиеся обеспечены учебниками на 100%, используются ветхие учебники, приведённые активом в порядок, обменный фонд, учебники в электронном формате.

Для привлечения читателей в библиотеку проводятся экскурсии учащихся 1-3 классов: «Первое посещение библиотеки», «Посвящение в читатели», «Как рождается книга», «Моя любимая книга».

Для информирования читателей оформляются разнообразные книжные выставки,

в том числе выставки к юбилейным датам:

«Давайте Горького читать» (к 150-летию со дня рождения М.Горького)

«Судьба и идеи» (к 105 – летию со дня рождения Л.Н. Гумилева)

« Симфония красок русской природы» ( к 145 – летию со дня рождения М.М. Пришвина)

«Муза Серебряного века» ( к 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой)

«Поклонимся великим тем годам» (к 73-летию Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 г.г.) и др.

выставки по пропаганде здорового образа жизни:

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Активность – путь к долголетию»

«Коварные разрушители здоровья»

«Я выбираю жизнь» и др.

DSCN3257

по экологии и природоведению:

«Тайны живой природы»

«Чудо всюду» и др.

«Берегите природу!»

по трудовому воспитанию:

«Человек и профессия»

«Как выбрать профессию?» и др.

DSCN3259

Используются индивидуальные, групповые и массовые формы информирования. Для оперативного информирования и привлечения внимания к книге оформляются выставки одной книги или журнала.

Одним из направлений в работе библиотеки является воспитание информационной культуры, умения пользоваться библиотекой. Данное направление реализуется через систему библиотечно-библиографических знаний:

«Строение книги» - 2-3кл.,

«Справочная литература» - энциклопедии, словари - 4, 7кл.,

«Какой я читатель. Моя библиотека» - 5кл.,

«Книжная скорая помощь - ремонт книг» - 6кл.,

«Периодические издания в библиотеке» - 8, 9кл.,

«Вселенная в алфавитном порядке» - 10кл.,

«Система каталогов и карточек» - 11кл.

Число читающих обучающихся не повышается, чтение становится непрестижным. Анализ читательских формуляров показывает, что изменилась структура чтения: дети чаще обращаются к специальной и справочной литературе, преобладает деловое чтение, чтение художественной литературы только по школьной программе, значительный интерес проявляется к детской художественной литературе (для 1-3 классов).

Всё новое в педагогической науке и практике можно найти на страницах педагогической периодики, и только малая часть имеется в библиотечном фонде гимназии. Педагогические работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, обучения и воспитания обучающихся в соответствии с новейшими педагогическими технологиями.

Особой популярностью и повышенным спросом пользуются периодические издания: «Классный руководитель», «Завуч», «Педсовет», «Последний звонок», «Начальная школа», «Читаем, учимся, играем», информирование о которых проводится на методических объединениях учителей.

Гимназия сегодня ориентируется на внедрение новых информационных технологий, и библиотека представляет свободный доступ учителям к любому виду информации. В читальном зале проводятся уроки, требующие групповой работы с видеоматериалами по определенной теме учебной программы и графику, составленному учителем совмсестно с сотрудником библиотеки. Здесьо созданы условия для работы с информацией, представленной во всех видах – печатном, аудио/видео.

Современная школьная библиотека - это богатый и разнообразный фонд при полной обеспеченности учебниками, наличие медиаресурсов (и видео -, и аудио), компьютерные возможности ведения каталога, инвентарной книги, множительная и копировальная техника, распечатка карточек для традиционного каталога, организации таблиц распределения учебников по классам, предметам и пр. – всё это признаки «продвинутости», признаки библиотеки - медиатеки, информационного центра. Эти задачи пока не решены. Аудиовизуальные материалы только начали входить в фонд библиотеки, и их недостаточно.

В течение всего года от читателей поступило 32 запроса разного характера. В большинстве своём справки выдавались при подготовке рефератов, докладов, сообщений, общешкольных мероприятий, внеклассных занятий, педагогических советов.

Информация о проводимой библиотекой работе вывешивается в фойе школы на стенде «Объявления» и в учительской.

Группы обучающихся имеют возможность посещать библиотеку еженедельно по графику, утверждённому директором ОУ. В час посещения библиотеки дети знакомятся с журналами, книгами, справочными и энциклопедическими изданиями, а также изданиями, представленными на книжных выставках как самостоятельно, так и с помощью библиотекаря, который проводит обзоры и индивидуальное информирование.

Однако задачи, поставленные на учебный год, в полной мере не выполнены.

Фонд литературы нуждается в систематическом пополнении справочными и научно – популярными изданиями, произведениями, изучаемыми по программе, изданиями для педагогов. Отсутствует полноценное пополнение, обновление фонда с учётом требований вариативного обучения, недостаточно энциклопедической, новой познавательной, научно- популярной и художественной литературы, нет поступлений методической, детской художественной литературы, современных детских периодических изданий. Не всегда удовлетворяются запросы потребителей.

Вывод: необходимо запланировать мероприятия для решения следующих

проблем:

- отсутствие комплектования новой художественной литературы

- отсутствий капитального ремонта

- слабая техническая оснащённость

- снижение интереса к чтению в целом